Главная Статьи СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ

Система охлаждения двигателя ЗИЛ130 (ЗИЛ131) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. В систему введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий выходной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью водяного насоса. В систему охлаждения двигателя автомобилей ЗИЛ130 (ЗИЛ131), предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом, устанавливают расширительный бачок. В этом случае на верхний бачок радиатора ставят бесклапанную пробку, а на расширительный бачок пробку с клапанами. Наличие расширительного бачка обеспечивает поддержание постоянного уровня жидкости в радиаторе.

Приборы системы охлаждения. Водяной насос 7 (см. 30) двигателя ГАЗ40П центробежный, создает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насос по устройству не отличается от насоса системы охлаждения двигателя ГАЗ51 и состоит из корпуса, крыльчатки, вала, подшипников, сальникового уплотнения (пружина, внутренняя и наружная обоймы, манжета) и масленки для смазки подшипников.

На модернизированном двигателе ГАЗ40П для повышения надежности устанавливается насос с наружным подшипником увеличенного размера.

Вентилятор  бронетранспортера осевой, шестилопастный, создает поток воздуха через радиатор. На бронетранспортере имеются две пары вентиляторов 10, 11, отличающихся углами установки лопастей. Одна пара устанавливается при летней эксплуатации, другая—при зимней. Летняя пара вентиляторов работает на вытяжку воздуха из корпуса машины (его вентиляцию), а зимняя, наоборот, нагнетает нагревшийся воздух для отопления корпуса. Свободные вентиляторы закрепляются внутри корпуса на задних боковых листах. Вал 13 вентилятора соединен с валом водяного насоса через две полужесткие муфты 4, 7 и валик 6. Привод вентилятора, насоса и генератора осуществляется двумя клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала.

Вентилятор автомобиля ЗИЛ130 шестилопастный, с отогнутыми концами для улучшения вентиляции в подкапотном пространстве.

Вентилятор прикреплен болтами к ступице, установленной на валу водяного насоса на втулке и шпонке и затянутой гайкой, которая зашплинтована. Вентилятор размещен в кожухе, закрепленном на каркасе радиатора. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями, причем один ремень охватывает и шкив генератора, а другой — шкив насоса гидроусилителя руля. Третий (задний) ремень передает вращение шкиву компрессора.

У двигателя ЗИЛ131 шкив 3 вентилятора (33) выполнен отдельно й закреплен на своей ступице 1, установленной на подшипниках на переднем конце вала 13 насоса. Ступица имеет масленку 15 для смазки подшипников.

При таком соединении вентилятора можно преодолевать глубокие броды (1,5 м), остановив вентилятор ослаблением натяжения его приводного ремня и не прекращая работу водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя.

Водяные радиаторы. 5  бронетранспортера трубчато-пластинчатые, трехрядные. В средней части сердцевины каждого радиатора выполнено отверстие, через которое проходит валик привода вентилятора.

Пробка горловины радиатора имеет паровой и воздушный клапаны. Пружина парового клапана отрегулирована па избыточное давление 0,45—0,50 кгс см2, а пружина воздушного клапана на разрежение 0,01—0,12 кгс см2.

При охлаждении жидкости пары смеси конденсируются, в баллоне создается разрежение, он сжимается и закрывает клапан термостата. Спонсор статьи предлагает  запчасти для японских автомобилей и запчасти для японских грузовиков.