Главная Статьи Раздел 1 Российские дизельные двигатели

Российские дизельные двигатели

Рудольф Дизель в период расцвета своей инженерной мысли сделал такое неоднозначное высказывание: «Для производства деталей к дизельному мотору нужна работа безукоризненного качества. Я очень сомневаюсь в том, что в России настолько развито механическое дело».

Эти слова были произнесены знаменитым немецким инженером, изобретшим в на пороге двадцатого века двигатель, воспламеняющийся от сжатия. Данная мысль ученого-инженера была ответом на предложение русских промышленников начать выпуск подобных двигателей в России. И все-таки именно на нашей родине в начале XX века на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) было освоено производство дизелей в ту пору, когда в той же Германии, к слову, отказались от изготовления, например, судовых моторов после проведения ряда экспериментов, потерпевших неудачу. Изобретателю тогда пришлось признать большой потенциал отечественной промышленности, и он сожалел, что даже Европа кое в чем отстает от нас.

К сожалению, только в конце прошлого двадцатого века у нас начали появляться дизеля малых рабочих объемов, для, так сказать, «широких масс», поскольку все усилия в СССР были направлены на тяжелое машиностроение. А поскольку отечественных легких моторов, работающих на тяжелом дизельном топливе до сих пор не разработано, познакомились мы с ними благодаря иностранцам. Это двигатели в основном японского, а затем и южнокорейского производства (первоначально также позаимствованные у японцев).

Но азиатские производители, как выяснилось, и сами не все тонкости поняли из наследия Дизеля. И уж точно совсем не учитывали нашу весьма сложную специфику эксплуатации. И нашим автомобилистам приходится проводить дизелизацию автопарка жестким экспромтом. Одни из них самоотверженно испытывают движки, а другие вынуждены исправлять ошибки и делать выводы.

Хотя дизельный двигатель ЯМЗ сегодня - это звучит гордо. Он обладает сильной ровной тягой, умеренным аппетитом, эксплуатируется на более доступном топливе, имеет теоретически довольно высокий ресурс. Все эти факторы прекрасно гармонируют с идеями неприхотливости в эксплуатации и практичности, что особенно важно для промышленного транспорта (типа грузовых автомобилей, самосвалов или пассажирского автобусного парка), уж не говоря о сельскохозяйственной технике. В целом, достоинства дизелей ЯМЗ очевидны. Есть, разумеется, и недостатки, но им нужно посвящать отдельную тему для разговора.